spvd.ru
spvd.ru
Павел Селиванов. Статьи, обзоры, заметки

В борьбе за непрерывность

О резервировании, бэкапах и архивах; взгляд свысока.

О высоком

Попробуйте задать вопрос группе людей, относящих себя к ИТ-специалистам и трудящихся на соответствующих должностях – "В чём суть и основная цель вашей работы?". И подозреваю, что в получившейся гамме ответов большинство будут сводиться к высказываниям о настройке серверов, поддержании работы локальной сети, установке и поддержке рабочих мест пользователей, включая софт. Несколько реже могут встретиться упоминания о планировании ИТ-инфраструктуры, предоставлении ИТ-сервисов и управлении ими.

А вот и нет, дамы и господа. Суть и главная цель работы ИТ-подразделения компании – поддержка бизнес-процессов, а всё вышеназванное – лишь средства, подчинённые этой цели. Полезно не забывать об этом, даже если в данный момент всего лишь заменяете нерабочую мышку, близко познакомившуюся со стаканом пролитого чая.

Одно из требований для успешного бизнеса – бизнес-процесс не должен прерываться. Значит одна из задач ИТ-подразделения обеспечить непрерывность со своей стороны. И сделать это желательно достаточно эффективно, рационально и, по возможности, гибко. Вот так плавно, от взгляда сверху, от общего к частному, перейдём к арсеналу средств, доступному ИТ-специалисту, для решения задачи обеспечения непрерывности.

О близком

В своей работе ИТ-служба компании опирается на технику, а любая техника рано или поздно ломается. Можно долго рассуждать о преимуществе в надёжности техники производителя A над производителем B, но факт остаётся фактом. Способ застраховаться от остановки в результате выхода из строя существует только один – создание отказоустойчивых систем, а самый верный способ повышения отказоустойчивости – обеспечение избыточности, дублирование. Только аппаратная избыточность, она же резервирование, сможет обеспечить непрерывность при отказе техники.

В борьбе за сокращение количества единых точек отказа на разных уровнях в арсенале ИТ-специалиста имеются такие средства, как

  • RAID (кроме RAID0, разумеется) для жестких дисков
  • готовые серверы и системы хранения данных от различных производителей с внутренним дублированием компонентов, от памяти до блоков питания
  • распределённые файловые системы с репликацией, например, DFS совместно с FRS для Windows-сетей или недавно появившаяся в GNU/Linux, так приятная некоторым на слух, POHMELFS
  • STP в сетях Ethernet с множественными связями
  • маршрутизаторы с поддержкой VRRP и других подобных протоколов
  • кластеризация, виртуализация с Live Migration и так далее, список можно продолжать и продолжать.

О насущном

Но, перефразируя известную пословицу, не в технике счастье, и не в её количестве тоже. Техника что? Техника есть инструмент для работы (получения, хранения, обработки) с информацией. А информация может быть повреждена, утрачена или ошибочно изменена даже вполне себе в процессе штатной её, техники, работы. Это во-первых. А во-вторых, не следует совсем исключать ситуацию, когда информация может пострадать

вместе с техникой, да так, что никакое резервирование на ограниченном пространстве не поможет. А поможет в данном случае резервное копирование (или просто – бэкап) с хорошо продуманной стратегией на разные случаи. Дабы не повторяться, отправляю заинтересованного читателя к этому материалу, а здесь скажу, что цель резервного копирования – как можно быстрее восстановить работу после нештатной ситуации и тем самым минимизировать негативное влияние на бизнес-процессы, или вообще обеспечить возможность восстановления после

ситуации, с которой не справится резервирование.

О вечном

Иногда в разговорах даже со сложившимися и вполне вменяемыми ИТ-специалистами приходится сталкиваться с недостаточным пониманием разницы между резервированием (дублированием), резервным копированием и архивированием информации. И если с резервированием (Да здравствует отказоустойчивость!) и резервным копированием (Даёшь восстанавливаемость!), надеюсь, разобрались в предыдущих параграфах, то что же такое архивирование (Хранить вечно!), рассмотрим сейчас.

Возьмём для примера некий файл, содержащий, допустим, отчётность за прошедший год. В процессе резервирования или резервного копирования, тем или иным способом будет создана его избыточная копия. В отличие от этого, при архивировании файл будет перемещён в архивное хранилище и, так сказать, исчезнет из активного оборота, пока его не понадобится оттуда извлечь.

О главном

Настало время собрать всё вышеизложенное в некие практические рекомендации.

  1. Резервируем всё, что можно. В рамках бюджета, основываясь на оценке степени влияния вероятного отказа на бизнес. Основной критерий, конечно, это вероятные финансовые потери, в качестве косвенных оценок можно воспользоваться вероятным временем простоя и количеством сотрудников, которых коснётся перерыв в работе.
  2. Бэкапим всё, что нужно. Есть такая поговорка: "информация, хранящаяся в одном месте – не нужна".
  3. Архивируем всё, что не нужно здесь и сейчас, но может потребоваться в будущем. Тем самым, убиваются два зайца: во-первых, к архивным носителям предъявляются менее серьёзные требования по скорости доступа, во-вторых, уменьшается нагрузка и требования по объёму к основным носителям и их бэкапам, что в общей сложности снижает стоимость системы.
  4. Бэкапим архивы, см. п. 2.
Во имя резерва, бэкапа и архива, аминь.

 

Оцените материал: 
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com yandex.ru
Оставить комментарий

Отправка комментария без регистрации. Комментарий публикуется после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Комментарий с авторизацией. Также можно сразу зарегистрироваться одновременно с первым комментарием. Для регистрации потребуется указать адрес электронной почты и придумать пароль, на электронную почту придет письмо с дальнейшей инструкцией по завершению регистрации. Комментарий публикуется после проверки.

(обязательно)